Оформление СМR

Наиболее важный документ заграничной транспортировки абсолютно любых товаров – СМR.

Все стороны перевозки обязаны понимать, что это за документ.

Он представляет собой подтверждение договора, составленного между отправителем, получателем и перевозчиком. Именно поэтому при составлении СМR важно представлять себе его задачи и правильность оформления, в противном случае проблем не избежать.

Когда нужен СМR и что это такое?

СМR – сокращение от Convention Merchandies Routiers.

  • Переводится это выражение как «Конвенция о международных перевозках грузов с применением автотранспорта».

Это соглашение очень важно для большинства стран по всему миру и для России тоже.

В нем говорится, что для транспортировки заграницу необходимо оформление накладной СМR, без которой перевозчика не пропустят на территорию другой страны.

У СМR есть несколько особо важных функций:

1. Универсальный документ для сопровождения товара. Информация в нем составлена так, чтобы она была понятна в большинстве государств.
2. Таможенный контроль при перевозке. По факту СМR похож на блокнот, листы которого пригодятся при пересечении границы. Инспектор после того, как сделает пометку в основном документе, отдает один такой лист таможне. То есть СМR дает возможность отследить весь путь товара и его состояние на всех этапах перевозки.
3. Доказательство законности перевозки. Без предъявления этого документа перевозимую продукцию могут просто изъять.
4. Оперативный поиск виновного в повреждении товара. Все стороны при получении груза на своей территории делают соответствующие пометки в СМR, что дает возможность оперативно установить ответственность.
5. Следование обстоятельствам Конвенции. участники перевозки, согласно данному документу, должны следовать обязательствам СМR. Причем они действуют даже тогда, когда они не прописаны в договоре.

Когда оформляют СМR?

Международный СМR — необходимый документ в случае когда выполняются определенные условия:

  • водитель за перевозку товара получает вознаграждение;
  • начало и конец пути расположены в разных странах;
  • хотя бы одна сторона – государство, которое принадлежит к Конвенции КДПГ.

Но даже когда все эти условия соблюдаются, порой СМR не нужно, например, в следующих ситуациях:

  • перевозка погибших;
  • транспортировка вещей в случае переезда за границу;
  • развоз посылок (в таком случае требуется специальный международный договор).

Бланки СМR: кто их заполняет и где их взять

Все страны, которые участвуют в Конвенции КДПГ, пользуются одинаковой формой, но законодательство по ее заполнению, отличается.

В отличие от большинства документов, которые выдаются уполномоченным органом, форму СМR можно скачать в интернете.

Есть и другой вариант – приобрести формуляр в любом магазине транспортной литературы.

Заполнить данный документ могут:
1. Водитель.
2. Отправитель.
3. Транспортная компания.
4. Экспедитор.

В большинстве случаев СМR заполняют грузоотправители или экспедиторы.

  • Оригинал СМR – наиболее ценный документ при необходимости возврата товара, поэтому ошибок в заполнении быть не должно.
Что будет, если накладной нет или при ее заполнении были допущены ошибки?

Если СМR вовсе отсутствует, то инспектор имеет право оформить протокол и наложить штраф на водителя 100 000–150 000 рублей.
Если при заполнении были допущены погрешности, то на границе возникают проблемы, но так как заполняет СМR грузоотправитель, то и ответственность несет он. В результате на юридическое лицо накладывается штраф 10% от стоимости товара, но груз не изымается.

Заполнение СМR

Указываемая в ней информация делится на две части:
1. Основные сведения о грузе и доставке.
2. Дополнительные сведения – штампы, отметки и рекомендации, а также вся информация о маршруте.


В бланке СМR заполняют целых 29 пунктов, например:

данные отправителя, информация по грузу, данные перевозчика, адресат и многое другое. В накладной имеется пункт 18, куда участники могут вписать комментарии, чтобы избежать претензий из-за ненадлежащей перевозки.


Накладная оформляется в 4-х экземплярах, так как один из них остается у отправителя, один у водителя, один применяется для расчетов и один сопровождает груз на протяжении всего пути.