Сложности таможенного оформления и логистики

У вас пик продаж! Но Ваша голова забита совсем другими проблемами, контейнер застрял где-то в Европе? Фуры стоят в очередях на таможенных постах? Таможенные посты, где Вы оформляете свой товар, упраздняют с Нового года?

От чего зависит стоимость фрахта, которая только растет весь год, и какие надбавки действительно действуют? Очередной рост таможенных платежей не дает Вам возможности контролировать свои логистические затраты?

Это лишь часть проблем, которая лежит на поверхности. Каким образом их решить - вот главный вопрос!

Все проблемы, которые возникают между процессом закупки товара до процесса реализации его на внутреннем рынке можно разделить на две большие группы:

  1. Проблемы таможенного оформления,
  2. Логистические, связанные с физическим перемещением товара.

Проблемы логистики и таможенного оформления

Итак, начнем с проблем, связанных с таможенным оформлением:

Таможенное оформление
Растаможка товаров Таможенное оформление товаров из США
Сложности таможенного оформления и логистики

Неопределенность величины таможенного платежа.

Только в России сумма таможенного платежа напрямую зависит от веса товара. Это огромная проблема, которая мало того что усложняет сам процесс оформления товара (происходят постоянные взвешивания, проверка веса упаковки отдельной товарной позиции и так далее), она не позволяет адекватно оценивать и прогнозировать таможенные платежи.

В таможне существует огромное количество внутренних приказов, которые регулируют стоимость 1 кг того или иного товара из определенного региона, соответственно, эти приказы периодически обновляются, естественно, не в сторону их снижения.

  • Причем зачастую эти цены никак не связаны с динамикой цен на реальные товары. Чаще всего данные цены превышают реальные цены в несколько раз.

Пути решения:

1) Необходимо учитывать и контролировать цены, по которым происходит таможенное оформление.

2) Необходимо доказывать оригинальные цены на реальный товар. Это сложный процесс, но, который просто необходим для снижения таможенного платежа.

3). Мониторинг работы таможенных постов может дать ответ какую группу товаров на каком посту выгоднее оформлять, так как цены могут сильно разниться на соседних постах, не говоря уже про разницу оформления в области.

Возможные ошибки:

1) Неумелые «игры» с товарным кодом, зачастую оборачивается увеличением таможенных платежей и штрафами, возможна ответственность вплоть до уголовной.

2) Занижение веса товара. Риск несопоставим с той выгодой, которую могут Вам обещать.
3). Реструктуризация всей таможни. Данный процесс идёт полным ходом уже несколько лет.

Пути решения:

1) Проводить таможенное оформление на нескольких равнозначных постах.

2)Следить за ситуацией вокруг реструктуризации таможни.

Возможные ошибки:

1) Остановиться на одном варианте таможенного оформления. Это может привести к тому, что Вам придется срочно переадресовывать контейнера, в спешке искать новых посредников. Несомненно, этот процесс будет проводиться в спешке, высока вероятность принятия ошибочных решений, которые приведут к ощутимым финансовым затратам.

2). Оформление и проверка документов. Пакет документов, который необходимо представить для таможенного оформления может состоять из нескольких десятков документов. Часть документов оформляют Ваши поставщики, часть документов предоставляется о предыдущих поставках.

  • Особое внимание нужно обратить на документы, которые предоставляют поставщики.

Любая неточность, ошибка, путаница с датами, ошибка в весах брутто/нетто, не правильно указанное количество мест, не поставленная печать или штамп, всё это как минимум приведет к тому, что данные документы вызовут подозрение. Всё зависит от ошибки, ответственность предусмотрена вплоть до уголовной, в случае занижения веса.

Чаще всего «невинные ошибки» приводят к полному досмотру контейнеров, их простою на СВХ (склад временного хранения), штрафам.

Пути решения:

1) Полная проверка документов, которые делают поставщики.

2) Проведение периодического обучения оформлению документов (по требованиям российской таможни).

Возможные ошибки:

1) Чрезмерное доверие поставщикам в области оформления документов.

2) Предоставление в таможню минимального пакета документов, чаще всего, возникают дополнительные запросы по предоставлению документов. А это связано с дополнительным простоем контейнера на СВХ.

Логистические проблемы

Проблемы, которые связаны с физическим перемещением контейнера. Логистические:

Перевозка грузов из США
Сложности таможенного оформления и логистики

1). Разработка стратегии движения грузопотока.

Это первый шаг в построении всей логистической системы. При разработке стратегии необходимо выбрать вектор движения. Провести анализ затрат без углубленной детализации, определиться с выбором вида транспорта и схемы движения грузопотока.

На начальном этапе Вы имеете пункт отправления товара и пункт назначения, именно Вам нужно определить каким видом транспорта, одним или несколькими, с какими промежуточными остановками будет двигаться товар.

И если первый шаг — выбор вида транспорта не вызывает больших сложностей, это связано с большой разницей в сроках и стоимостях по видам транспорта. То выработать оптимальную схему движения товара гораздо сложнее.

Так для доставки товара из Китая в Россию в контейнере можно привести огромное количество схем движения товара:
* Порт Китая — морем в Европу — морем в порт (фидерное судно) Санкт-Петербурга — таможенное оформление в Санкт-Петербурге — железнодорожным или автомобильным транспортом в город РФ
* Порт Китай — морем во Владивосток — таможенное оформление во Владивостоке — железнодорожным или автомобильным транспортом в город РФ
* Фабрика Китая — железнодорожным транспортом до границы с РФ — таможенное оформление товара — дальнейшая доставка железнодорожным транспортом в РФ
* Порт Китая — морем в Европу — морем в порт (фидерное судно) Прибалтики или Финляндии — автомобильная доставка товара в РФ — таможенное оформление в Москве или Санкт-Петербурге — железнодорожным или автомобильным транспортом в город РФ

Это лишь возможные варианты, которые можно бесконечно детализировать, в примерах мы не учитывали возможные перегрузы товара из морского контейнера в фуру.

А это способ экономии для городов-получателей, которые находятся далеко от порта. В том случае, когда используется морской контейнер — приходится платить за контейнеровоз (он дороже автомобильной фуры), за возврат контейнера в порт, за использование контейнера.

Пути решения:

1). Обязательно сравнение всех возможных схем движения товара.

2).Полный анализ всех затрат, возникающих при движении товара.

3). Учет разных затрат при таможенном оформлении в разных регионах РФ и даже на разных постах.

Возможные ошибки:

1). Отказ от сравнения возможных вариантов, выбор одного как аксиомы.

2). Отказ от постоянного мониторинга «близких по затратам вариантов».

3). Отказ от использования складов на пути движения грузопотока для его перегруза в другие транспортные средства.

  • Цель логистической деятельности считается достигнутой, если нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен определенному потребителю в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

Нас интересует последние три условия: нужное время — нужное место — с минимальными затратами.

2). Контроль над сроками.

Необходим постоянный контроль движения контейнера.

Дата отгрузки от поставщика, дата прихода в Европу, дата выхода контейнера из Европы, важно отслеживать все эти даты, простой или задержка в любой точке неминуемо влечет за собой увеличение срока и дополнительные финансовые затраты.

  • От информированности о сроках движения контейнера зависит и срок таможенного оформления, когда заранее известно о прибытии контейнера, все документы на таможню подаются заранее и удается избежать лишнего хранения контейнера на терминале.


Пути решения:

1). Работа с несколькими контейнерными линиями.

2). Отслеживание прохождения каждой контрольной точки контейнером.

3). Выбор контейнерной линии, стоимость фрахта, надбавки, хранение на терминале.

Выбор контейнерной линии — это вопрос от решения которого зависят сроки поставок, качество поставки, и главное стоимость поставки.

Выбор линии зависит от нескольких показателей. Начнем с простого, крайне желательно, чтобы линия работала со всеми портами, в которых вы забираете товар, и портами-получателями.

  • Необходимо узнать с какими именно терминалами работает линия в порту-получателе.
  • Стоимость хранения в порту зависит от терминала, и может отличаться на порядок. Дальше из статистики оформления своего груза необходимо оценить средний срок хранения в порту.
  • При окончательном выборе необходимо сравнивать суммарные затраты на доставку груза с учетом хранения контейнера на терминале.

Пути решения:

1). Необходимо сформировать пул проверенных контейнерных линий, с которыми Вы будете сотрудничать.

2). Необходим постоянный мониторинг стоимостей фрахта.

Возможные ошибки:

1). Проводится тщательный выбор контейнерной линии, действительно выбирается самое лучшее предложение и на этом компания останавливается. Считает для себя эту линию лучшей, но с течением времени предложение линии может стать неконкурентоспособным.

2). Сравниваются несравнимые предложения контейнерных линий, какие-то линии дают стоимость голого фрахта без надбавок, какие-то включают все надбавки, какие-то только часть надбавок.

3).При выборе контейнерной линии не учитывается терминал, с которым работает линия, и условия хранения в нём.

Вот наиболее распространенные надбавки при доставке груза в Морской порт Санкт-Петербурга.

  1. BAF Топливная надбавка (зависит от стоимости топлива на мировом рынке)
  2. WS Зимняя надбавка (привлечение ледокола/с декабря)
  3. PSS Пиковая надбавка — с августа по ноябрь (этот период считается пиковым для импортных отгрузок)
  4.  CAF Надбавка за разницу курса валют
  5. EMS Надбавка за перегруженность порта (если она существует).


3). Контроль над затратами.

Выбор контейнерной линии и экспедитора с оптимальными условиями (цена/качество) не обеспечивают итоговые оптимальные затраты.

Контроль над затратами можно разделить на две составляющие:

а). Контроль, связанный с физическим перемещением контейнера.

б). Мониторинг рынка перевозок.


Пути решения:

1). Постоянный мониторинг рынка перевозок, сравнение стоимостей перевозок.

2). Наличие нескольких посредников на каждом пути движения контейнера.

Возможные ошибки:

1). Отсутствие тщательнейшего контроля выставляемых счетов, что может привести к тому, что вы будите оплачивать летом зимнюю надбавку, а весной пиковую.

2). Проведение выбора контейнерной линии и заключение с ней договора о предоставлении дополнительных услуг (например — доставка товара внутри страны, экспедирование или обработка грузопотока на складе). В этом случае, когда оценивается только одна услуга, вполне возможно, что все сэкономленные средства будут потрачены на необоснованно дорогие дополнительные сервисы.