Автоматизация таможенных систем

Компаниям, ведущим ВЭД приходится часто перемещать через таможню грузы. Цель таможенных органов и брокеров – таможенный учет (контроль), регулирование таможенных отношений и ведение, анализ статистики. Ключевые процедуры – оформление грузов через таможню и их «растаможка». При автоматизации таможни учитываются и другие операции, процедуры.

Есть система (ТН ВЭД) помощи, ускорения, автоматизации ВЭД. Не только лишь документооборота, отдельных товарных групп, а автоматизации комплекса процедур, системы.

ТН ВЭД и ее возможности

Растаможка товаров Таможенное оформление товаров из США
Автоматизация таможенных систем

Каждая таможенная операция, процедура представляется кодом, где каждый из разрядов имеет информационную нагрузку, например, отражает шифр класса (группы, подгруппы), разновидность товара.

  • Кодирование облегчает документирование, классифицирование перемещаемых на таможне грузов.

А главное, помогает автоматизировать работу таможенных постов (представителей), разработать АИС таможни.

Принципы автоматизации

Порядок взаимодействия информационной системы с имеющимися ресурсами
Автоматизация таможенных систем

При автоматизации (разработке АИС) таможни используются принципы:

  • охвата и контроля платежей;
  • свободы первых руководителей в принятии решений;
  • информационного равноправия менеджмента;
  • визуализации информации, решений;
  • ведения БД, работы с СУБД;
  • сервисного обслуживания;
  • «открытости» (в достаточной мере) системы, имея в виду модифицируемость.

При перемещении таможенных грузов ситуации неопределённости возможны и даже часты по следующим причинам:

  • дефекты, неоднозначности в документах;
  • воздействие случайностей (например, задержки рейса);
  • сбои техники, «человеческий фактор» и др.


Таможенным работникам, брокерам приходится принимать решения в условиях нечеткости и неопределённости.

Риски сопровождают перемещение таможенных грузов

Как и таможенные брокеры, перемещение грузов сопровождают и неопределенности, риски. Здесь возможны следующие модельные подходы к принятию решений:

  • при полной определённости;
  • при полной неопределённости;
  • при наличии рисков потерь, недополучения прибыли, дополнительных расходов (этот случай наиболее вероятен, часто встречается).

Виды рисков в таможенной системе – различны, в частности, распространены нижеследующие:

  • производственно-технологические, из-за нарушений цикла обработки грузов;
  • процентные, из-за непредвиденных колебаний процентных ставок, условий;
  • инвестиционные, из-за обесценивания или снижения инвестиций;
  • рыночные, из-за колебаний курсов валют на рынке и др.

Предполагается, что таможенникам, брокерам вероятности и ситуации рисков известны, например, задаются экспертно-эвристическим способом.

Автоматизация таможенного поста (АРМ брокера)

Таможенный брокер обрабатывает разнородную, весьма объемную информацию (Big Data) – по сборным грузам, их доставке, оформлению.

Оперативная обработка невозможна без автоматизации, услуги «таможенный брокер» и автоматизации его рабочего места (АРМ), на котором обеспечивается:

  • контроль, регулирование платежей;
  • визуализация документации (грузов, маршрутов);
  • сервисное обслуживание (IaaS) и др.


Большинство автоматизируемых процедур относится к алгоритмически сложным, решать их можно лишь эвристическими методами, основанными и на знаниях, и на интуиции, опыте таможенных работников, экспертов. Они релевантно выделяют и описывают инфологические потоки, связи, идентифицируют с математиками их параметры (характеристики).