Маркировка одежды всё что вы хотели узнать об этом

Маркировка товара

Кто отвечает за маркировку одежды, кто контролирует и сроки внедрения

С 01.12.2019 обязательная маркировка одежды


Кто отвечает за маркировку одежды?

  • Производители
  • Импортёры
  • Торговля


Для безопасности покупателей правительство России вводит обязательную маркировку одежды с 1 декабря 2018 года. Сейчас идёт пилотный проект по отработке системы и адаптации бизнеса к новым правилам.

Участники системы

  • Производители товаров
  • Импортеры товаров
  • Организации оптовой торговли
  • Организации розничной торговли
  • Операторы фискальных данных

Центры этикетирования и маркирования

До 1 декабря 2019 года маркировка одежды производится в качестве пилотного проекта на добровольной основе, после этой даты она будет обязательной для предпринимателей ею торгующих и ввозящих оптом из-за границы.

Кто контролирует?

  • Государство
  • Покупатели

Проверять нарушения будут надзорные органы: ФНС, таможенная служба и другие ведомства и службы.

При любом нарушении система сразу получит полные сведения о нем и о нарушителе и передаст их в надзорные органы.

Для отслеживания контрафакта, по всей розничной системе будет задействован потребительский контроль, под который разработано мобильное приложение.

Любой покупатель скачивает его на свой телефон, сканируя штрих код на товаре сможет получить всю информацию о нём. Программа покажет учтён ли этот товар в общей системе или нет, а человек сможет сообщить о нарушениях.

Сам формат работы и контроля государственно-частный. Разработкой системы для всех групп товаров занимается частный оператор — ЦРПТ.
Для маркировки разработана едина технология учёта и обмена информацией между оператором и бизнесом, надзор за работой осуществляют государственные органы у которых будет вся информация о товаре даже в розничном магазине.

Ответственность продавца за нарушения определит закон о маркировке одежды.

Потребитель обувной продукции может посредством мобильного устройства отсканировать средство идентификации, нанесенное на Товар/потребительскую упаковку и/или Товарный ярлык, и посредством бесплатно предоставляемого Оператором Системы мобильного приложения передать содержание средства идентификации в Систему.

Оператор Системы обеспечивает передачу потребителю обувной продукции сведений о месте производства и нахождения в настоящее время обувной продукции и ее статус.
Если потребитель обнаружил несоответствие данных, полученных от оператора, и характеристикам товара, он может посредством мобильного приложения направить уведомление в Систему.

Что подлежит обязательной маркировке:

  • предметы одежды из натуральной или композиционной кожи,
  • включая рабочую одежду,
  • трикотажных блузок,
  • блуз и блузонов машинного или ручного вязания,
  • женских или для девочек,
  • мужских, женских и детских пальто,
  • полупальто,
  • накидок,
  • плащей,
  • курток (включая лыжные),
  • ветровок,
  • штормовок и аналогичных изделий.

Закон о маркировке одежды

Правительственным распоряжением №792-р от 28.04.2018 предусмотрен срок обязательной маркировки одежды с 1 декабря 2019 года и там же указан перечень групп товаров на которых распространяется данное распоряжение.
Как работает система?

Вся схема работы маркировки товаров принципиально не отличается друг от друга.

На упаковку товара производителем или импортёром наносится специально задействованный код.
В нем зашифрована максимально полная информация о продукции: ее производителе, стране и материалах изготовления, бренде, импортере, обо всех пройденных логистических этапах и выплаченных сборах: налоговых и таможенных. Коды выдает по запросу оператор маркировки — ЦРПТ.

Далее на каждом этапе логистики метка сканируется и проверяется в системе. Подделка не сможет попасть в оборот: тогда коды просто не сойдутся, и система заблокирует дальнейшее движение товара.
В розничном магазине код сканируют дважды: при приемке — чтобы подтвердить, что приняли именно подлинный, промаркированный производителем товар, — и при продаже покупателю. О продаже сообщает ОФД: он получает нужную информацию в чеке от онлайн-кассы.

Покупатель может отсканировать код в мобильном приложении и проверить покупку.

Таким образом, маркировка одежды с 2019 года позволит отслеживать и контролировать весь путь каждой единицы товара и исключает попадание в оборот подделок.

Маркировка одежды с 2019 года: последние новости

Пока неизвестно, как именно будет маркироваться одежда.
В похожем проекте по шубам используются RFID-метки — чипы радиочастотной идентификации, которые вшиваются или пристегиваются к изделию.

Другой вариант — более дешевые и простые в нанесении цифровые коды DataMatrix, которые используются для маркировки сигарет и обуви. Этот код наносится на маленькую площадь и считывается обычным двухмерным сканером даже в офлайн-режиме. При этом код DataMatrix надежно защищен от подделки, данные в нем нельзя перезаписать или удалить.

Маркировка одежды начнется в тестовом режиме — прежде чем стать обязательной с 1 декабря 2019 года.

Так было со всеми предыдущими товарами: шубами, сигаретами, обувью.
Экспериментальные проекты запускают, чтобы проверить работу системы в безопасном режиме — без передачи данных в федеральные органы, штрафов и взысканий, платы за создание кодов.
Эксперименты показывают, эффективны ли разработанные механизмы против теневого оборота товаров, хорошо ли работает новая схема взаимодействия участников рынка.
В ходе пилотного проекта прорабатываются и дополняются конкретные механизмы и нюансы новых правил.
После окончания эксперимента создается проект нового закона, в который правила входят в уже окончательном виде.
Также пилоты помогают бизнесу: упрощают переход на новые правила, позволяют выиграть время, чтобы перестроить рабочие процессы, адаптировать производство и сократить возможные издержки. Во время экспериментов по маркировке можно вести параллельный учет, то есть перестраиваться на новые правила постепенно и в удобном темпе.

Что нужно делать, чтобы подключиться к системе и продавать одежду с маркировкой?


Чтобы подключиться к системе маркировки, нужно подать заявление оператору — ЦРПТ.

Дата начала эксперимента по маркировке одежды еще не названа, и методических рекомендаций для участия в проекте пока нет.
Исходя из опыта предыдущих аналогичных проектов — по шубам, сигаретам, обуви, — можно заключить, что в любом случае потребуется поставить оборудование для сканирования штрихкодов (а производителям — и для нанесения их на товары), а рознице понадобится использовать онлайн-кассы и системы электронного документооборота (для тех, кто этого еще не делает).
Торговать маркированной продукцией несложно: нужно просто сканировать коды маркировки при приемке, продаже и возврате.

Маркировка одежды касается только товаров отечественного производства?

Нет, маркировке подлежит вся одежда: и произведенная в России, и импортированная.

Как маркируется импортная продукция?

Пока известно только, что маркироваться ввозимая одежда будет, скорее всего, до прохождения таможни. Детали процесса станут известны позже.

Какие затраты потребуются и от кого?

Производителям нужно будет поставить оборудование для печати кодов. Также им придется оплачивать генерацию кодов — отдельно для каждой единицы товаров. Коды создает ЦРПТ, средства с оплаты пойдут на поддержание работоспособности системы маркировки.

Рознице понадобится оборудование для считывания кодов — скорее всего, подойдет обычный сканер штрихкодов, который наверняка уже у всех есть. Также нужно будет работать с онлайн-кассой и системой электронного документооборота. Никаких дополнительных трат от розницы не потребуется. Само участие в проекте по маркировке бесплатное.