Зачем нужна система маркировки Честный ЗНАК?

Зачем нужна система маркировки Честный ЗНАК?

Зачем нужна система маркировки Честный ЗНАК?

Основная задача системы Честный ЗНАК — гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции.

Проблема нелегальной продукции остается крайне острой для России: доля незаконного оборота в легкой промышленности достигает 35%, на парфюмерном рынке 20%, на рынке лекарственных средств до 10%.

В первом квартале 2018 года доля нелегального рынка сигарет в России увеличилась до 7,7% против 4,6% годом ранее, следует из исследования аналитического агентства Kantar TNS.

Кто участники системы маркировки товаров?


1 Производители товаров
2 Импортеры товаров
3 Организации оптовой торговли
4 Организации розничной торговли
5 Операторы фискальных данных
6 Центры этикетирования и маркирования

В декабре 2017 г. Президент РФ В.Путин одобрил решение правительства о создании до 2024 г. национальной системы цифровой маркировки товаров на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).

ЦРПТ является совместным проектом ЮСМ («ЮэСэМ Технологии», 50%), госкорпорации Ростех (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» (25%).

Создаваемая центром система, получившая название Честный ЗНАК, позволяет эффективно бороться с контрафактом и контрабандой, защищает легальный бизнес, бренд добросовестного производителя и потребителей.

Благодаря внедрению системы маркировки легальный бизнес получит защиту от контрафакта, а его честное имя на рынке будет ограждено от репутационных потерь, связанных с некачественной продукцией, реализуемой под его брендом.

Цифровая маркировка позволит бизнесу повысить производительность, совершенствовать логистические схемы, нарастить долю рынка и в конечном счете увеличить выручку:
  • За счет снижения доли контрабанды и контрафакта легальные производители увеличат долю и объемы производства на 5-50% в зависимости от товарной группы
  • Бизнес сможет перевести производство на Индустрию 4.0, на работу по принципу Just-in-Time.
  • Получая в режиме онлайн данные о движении продукции, он будет оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборачиваемость продукции
  • Подключение к оператору электронного документооборота (если в ЭДО ранее не работали)

Бизнес сможет существенно экономить на логистике:

  • при внедрении полного прослеживания получение производителем или логистической компанией актуального статистического материала о географии, интенсивности, сезонности продаж позволит перестроить логистические схемы, оптимизировать поставки и складские запасы

Бизнес наладит учет.


Сейчас многие предприниматели не имеют собственных данных об остатках и кодах товаров на складах и в магазинах.
Без правильного учета невозможно считать прибыль или планировать закупки, поэтому автоматизация поможет предпринимателям навести порядок в своем бизнесе

Бизнес перейдет на электронный документооборот.

ЭДО радикально сокращает объем бумажных документов, которыми до сих пор активно обмениваются между собой российские компании и снизит издержки бизнеса и повысит производительность труда

Товары попадающие под маркировку

Маркировка обуви

В июне 2018 года был запущен пилот по маркировке обуви в соответствии распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. 792-р. Пионеры пилота — компании «Кари», «Спортмастер», «Московская обувная фабрика «Парижская коммуна», ZENDEN Group и Analpa («ЛС Импорт»).

Маркировка лекарств

С 1 июля 2019 года начинается регистрация аптек и медицинских организаций в системе Честный ЗНАК для работы с препаратами из перечня высокозатратных нозологий. С 1 октября 2019 года маркировка станет обязательной для препаратов из перечня высокозатратных нозологий. С 1 февраля 2017 года на территории Российской Федерации идет эксперимент по маркировке лекарственных препаратов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 г. № 62.

Маркировка товаров легкой промышленности

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. 792-р товарные группы легкой промышленности подлежат обязательной маркировке с 1 декабря 2019 г. В июне 2018 года в Минпромторге РФ была создана рабочая группа для обсуждения добровольного эксперимента.

Маркировка духов и туалетной воды

Товарная группа «Духи и туалетная вода» подлежит обязательной маркировке с 1 декабря 2019 г в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. 792-р. Разработан план-график пилотного проекта, включающий создание рабочей группы, проработку методической базы эксперимента, технологическую подготовку системы маркировки и производителей к работе в системе.

Маркировка шин и автопокрышек

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. 792-р товарная группа «Шины и покрышки пневматические резиновые новые» подлежит обязательной маркировке с 1 декабря 2019 г. При введении маркировки в данной группе Центр развития перспективных технологий готов работать с тем типом кода, который будет удобен отрасли.

Маркировка фотоаппаратов и ламп-вспышек

Товарная группа «Фотоаппараты и лампы-вспышки» подлежит обязательной маркировке с 1 декабря 2019 г.(Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. 792-р)

Маркировка пива

Центр развития перспективных технологий, Объединение участников пивобезалкогольного рынка и Национальный Союз Производителей Пива и Напитков договорились о запуске серии экспериментов по маркировке пива без использования бумажных носителей. Подготовка к тестовой маркировке начнется на площадке Московской Пивоваренной Компании, выпускающей такие пивные бренды, как «Жигули», «Хамовники» и FAXE Premium. Эксперимент затронет все типы упаковки и завершится к началу сентября.

Маркировка молока

В соответствии с поручениями руководства страны, осуществляется обсуждение и проработка вопроса сопряжения системы электронной ветеринарной сертификации «Меркурий» и Честного ЗНАКа. Предполагается, что система Честный ЗНАК будет сопряжена с системой ЭВС «Меркурий»: прослеживать молоко от фермы до завода будет «Меркурий», а Честный ЗНАК – от завода до покупателя. Для маркировки готовой молочной продукции будет использоваться цифровой код Data Matrix.

Маркировка табака

С 1 марта 2019 года началась регистрация производителей и торговых точек в системе Честный ЗНАК. С 1 июля 2019 года производители будут маркировать каждую пачку сигарет уникальным Data Matrix кодом. Поставка маркированных сигарет дистрибьютору, напрямую от производителя, будет сопровождаться электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем электронного документооборота.