Классификация и характеристика грузов

Объектом для деятельности транспортных компаний служит груз и его транспортировка. С момента его сдачи заказчиком и подписания всех положенных документов он становится ответственностью компании-перевозчика. Специалисты изучают и классифицируют груз с учетом свойств с точки зрения транспортировки.

Формирование точной транспортной характеристики груза важно для последующей разработки обслуживания транспортировки с индивидуальным подходом к каждому виду груза. Чтобы высококачественно оказать услугу по транспортировке важно подобрать стратегию, которая обеспечит защиту перевозки, надежность и целостность доставки грузов. Именно поэтому четкое определение классификации грузов является первостепенной задачей.

Классификацию грузов можно разделить по трем основным базовым характеристикам

• по степени применения грузоподъемности;
• по методу погрузки-выгрузки;
• по требованиям транспортировки и хранения.

Виды грузов по степени использования грузоподъемности транспорта

От классификации по применению грузоподъемности исходит итоговая оценка суммы перевозки. Первоочередным и значительным определением требований к грузу является зависимость от общей массы. Во время планирования транспортировки учитывается показатель общей массы грузоподъемности автомобиля. На грузоподъемность автомобиля влияют качественные характеристики перевозимого груза и возможности использования грузового пространства транспорта.

Всего их разделяют на четыре степени:

• 1-й класс — коэффициент использования грузоподъемности равен 1,0;
• 2-й класс — от 0,71 до 0,99;
• 3-й класс — от 0,51 до 0,70;
• 4-й класс — от 0,41 до 0,50.

Корректировка показателей напрямую зависит от класса транспортируемого груза. Принято учитывать грузоподъемность в итоговой стоимости перевозки наряду с протяженностью дорожного пути перевозки и другими факторами.

Любой груз индивидуально, исходя из своих особенностей, наполняет кузов автомобиля. Легкие и объемные, типа пенопласта, наполняют собой весь кузов, но при этом имеют небольшой вес. При тех же условиях расхода и транспортировки, например щебня, можно перевезти груза гораздо больше.

Виды грузов по методу погрузки-выгрузки

Штучные грузы являются товарами с габаритными размерами, массой и объемом. Также характеризуются наличием упаковки/тары, или с отсутствием оных. Для погрузочно-разгрузочных работ применяется специальная техника и/или применение ручного труда. Их главная специфика в том, что есть возможность транспортировки как одинакового, так и разнородного груза в общем транспортном средстве.

Навалочные и насыпные грузы предполагают погрузку-выгрузку навалом (выдерживают падение с высоты). Нормами и актами, установленными законодательством, перевозка навалочных грузов должна производиться в специально оборудованном транспортном средстве, которое обеспечивает сохранность груза от воздействий непредсказуемых внешних условий. Транспортируются без тары. К ним относят: зерно, щебень, руда, мусор, сахар, песок и тому подобное. Грузы с растительным происхождением обязательно должны сопровождаться сертификатами безопасности.

Наливные грузы характеризуются жидкими, полужидкими или газообразными состояниями. Транспортировка осуществляется в цистернах, герметичных тарах и бочках. Учитываются по массе и объему. Предполагают применение насосных установок и дополнительных пунктов для погрузки/выгрузки. После выгрузки в обязательном порядке насосные установки проходят несколько этапов очищения перед погрузкой следующей партии. Опасные грузы составляют преимущественную часть от общего числа наливных грузов.

Виды грузов исходя из требований к транспортировке и хранению

Индивидуальные особенности груза выступают в качестве одного из основных показателей, помогающим при выборе подходящего транспорта, условий работы с ним, а также при перевозке и оформлении соответствующих документов.

Обычные грузы не нуждаются в особом подходе для транспортировки и складирования. Специфические грузы, наоборот, обязывают обращение на индивидуальных условиях и требуют дополнительных мероприятий по сохранности, перевозке и любому взаимодействию:

Негабаритные грузы нуждаются в разработке особого маршрута доставки и специального разрешения на их транспортировку, что вызывает ряд трудностей. Их параметры превышают максимальные значения для перевозки в стандартном кузове автомобиля. Размер одного места таких грузов больше четырех метров по высоте (при нахождении в кузове), либо больше двух с половиной метров по ширине. На территории России приняты максимальные значения габаритов транспортных средств по длине: одиночное транспортное средство — двенадцать метров, прицеп — двенадцать метров, автопоезд — двадцать метров. Для транспортировки данных грузов часто пользуются нестандартными способами, так как типовая перевозка не подходит. К ним относят: строительную технику, комплексы буровых сооружений, здания, нестандартные емкости и оборудование, неразборные агрегаты, дорожная спецтехника, различное негабаритное оборудование промышленного производства.

Тяжеловесные грузы превышают допустимое значение массы, повышают центр тяжести и усиливают осевую нагрузку движущегося автомобиля до опасных пределов. Планирование и подготовка транспортировки данных грузов также требует индивидуального подхода и создания особых условий. Минимальный вес составляет двести пятьдесят килограмм и может доходить до нескольких десятков тонн. На практике груз, который идентифицируют как негабаритный, в большинстве случаев является и тяжеловесным.

Опасные грузы создают реальную угрозу для всего окружающего. Их состав обладает высокой степенью риска, поэтому перевозят их надлежащим образом, соблюдая все меры надежного, безвредного хранения и перевозки. Из-за непредсказуемости возникновения внешних факторов, именно во время перевозки возрастает степень риска и нужно быть предельно осторожным. Они сопровождаются не только разрешениями и сертификатами, но также паспортом безопасности химической продукции. Часто такие грузы сопровождаются специально подготовленными экспедиторами.

Скоропортящиеся грузы транспортируются с точным соблюдением условий и сроков хранения. Большей частью являются продукты питания и компоненты для их приготовления. План доставки также основан на отдельных нормах и актах, прописанных законом, которые обязательны к исполнению, так как к разным грузам этой категории предъявляются индивидуальные требования. Транспортировка скоропортящихся грузов должна быть обеспечена возможностью изолирования и защиты товара от внешнего воздействия высокой или низкой температуры, а именно возможностью стабильности сохранения температурного режима в транспортном средстве. Для транспортировки требуются автомобили специального назначения или оборудованные холодильными установками.

Живые грузы, они же сельскохозяйственные животные и птица, обязательно должны иметь ветеринарные сертификаты. Их перевозка контролируется с соблюдением ветеринарных правил. В Российском законодательстве существует специальный раздел, актам и нормам которого обязаны следовать при транспортировке.

Антисанитарные грузы включают в себя пылящие и ассенизационные материалы. Они требуют особого порядка проведения грузовых процессов, применения защитных средств и подходящих условий разгрузки-выгрузки. Чаще всего требуют определенного сбора и утилизации. Могут быть отправлены на переработку. Во время транспортировки должны быть изолированы с помощью тары, закрытого кузова или тента. К ним относят волокнистые материалы, песок, муку, промышленные химические компоненты, мусор.

Для гарантии целостности груза и комфортного процесса его погрузки и выгрузки не стоит игнорировать процесс упаковки продукции. Опираясь на индивидуальные характеристики груза, можно подобрать подходящую тару. Распространенные виды тары: цистерны, мелкоштучная стеклотара, ящики, коробы, мешки и многое другое. Грузы, транспортируемые в стеклотаре, дополнительно подстраховывают с помощью противоударных материалов. Также тара различается по степени жесткости: мешковина, целлюлоза и целлофан называется мягкой, а изготовленная из стекла, металла или дерева — жесткой тарой.

Классификация грузов по величине отправок

Еще одним признаком классификации грузов является величина доставок:

• мелкопартионные (до 5 т);
• партионные (от 5 до 30 т);
• массовые (более 30 т).

Партией принято считать общую сумму груза, одновременно транспортируемую в общий пункт назначения, по одному транспортному документу.

Данная классификация требуется для планирования транспортировки и рационального подбора транспортных средств. В целях экономии и разумного использования, мелкопартионные отправки формируют в общем транспортном средстве, и грамотно составляют маршрут следования. Партионные отправки формируют с учетом вместимости транспортного средства и объема партии груза. Для массовых партий характерен подбор транспортных средств с учетом большого количества партий груза. Транспортное средство подбирается с максимальной вместимостью. К массовым партиям можно отнести поставки сырья, минералов, полезных ископаемых, природные ресурсы и многое другое.