Таможенная служба США и особенности ее правоохранительной деятельности

Мы-хранители границ нашей страны.

Мы находимся на переднем крае Америки.

Мы защищаем американскую родину на наших границах и за их пределами.

Мы защищаем американский народ от террористов и орудий террора.

Мы неуклонно следим за соблюдением законов Соединенных Штатов, укрепляя экономическую безопасность нашей страны посредством законной международной торговли и путешествий.

Мы служим американскому народу с бдительностью, честностью и профессионализмом.

Официально отсчет своего существования Таможенная служба США ведет с 31 июля 1789 года, когда пятым по счету законодательным актом Конгресса США были учреждены таможенные округа.

Бдительность — это то, как мы обеспечиваем безопасность всех американцев. Мы постоянно бдительны и бдительны, чтобы сдерживать, обнаруживать и предотвращать угрозы для нашей нации. Мы демонстрируем мужество и доблесть в деле защиты нашего народа.

Служение стране воплощается в той работе, которую мы делаем. Мы преисполнены решимости защищать и отстаивать Конституцию Соединенных Штатов. Американский народ доверил нам защищать Родину и защищать свободу.

Таможенная служба США  сайт https://www.cbp.gov/

Таможенная служба в США насчитывает более чем 200-летнюю историю.

погранично таможенная служба сша
погранично таможенная служба сша

В целом, всю сферу деятельности Таможенной службы США в соответствии с законодательством можно разделить по следующим основным направлениям

  • Исполнение таможенных законов
  • Исполнение законов о наркотических средствах
  • Исполнение законов о контроле над экспортом
  • Исполнение законодательства по борьбе с отмыванием денег
3 марта 1927 года Таможенное бюро было учреждено как подразделение Министерства финансов США (Department of Treasury), и Приказом по Министерству финансов N 165-23 от 4 апреля 1973 года это подразделение с 1 августа 1973 года было переименовано в Таможенную службу США (US Customs Service).

Основной задачей Таможенной службы США является таможенная защита границ США и обеспечение соблюдения законов при ввозе товаров в Соединенные Штаты и вывозе их из страны.

Вместе с тем таможенные органы наделены полномочиями обеспечивать соблюдение не только таможенных законов и контролировать взимание таможенных пошлин, в зону их ответственности входит также контроль за исполнением всех федеральных законов на линии границы США.

К исключительной компетенции Таможенной службы отнесены как «чистые» нарушения таможенного законодательства (например, ложные заявления о стоимости или характере ввозимых товаров), так и сопутствующие им правонарушения.

Например, Таможенная служба призвана следить за исполнением большого количества разнообразных нормативных актов по обеспечению охраны здоровья населения, в которых предъявляются требования к безопасности автотранспортных средств и контролю за нормами уровня радиации радиоактивных и иных материалов и веществ, а также вводятся ограничения на транспортировку огнеопасных и взрывоопасных материалов, карантин животных и растений и провоз продуктов питания, медикаментов и других опасных для здоровья веществ в случаях перемещения их через границу США.
Необходимо отметить, что полномочия Таможенной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в США определены в соответствии с таможенным законодательством и законодательством о наркотиках.

В частности, таможенное законодательство предусматривает, что все наркотические средства, провозимые через границу США контрабандой, рассматриваются как «товар», и, следовательно, на них распространяются те же самые законы о ввозе и о декларировании, которые действительны для обычных товаров.

Важнейшим федеральным законом США в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков является Закон о контролируемых препаратах (Controlled Substances Act).

Исполнение законов о контроле над экспортом.

Данное направление правоохранительной деятельности Таможенной службы США можно назвать самостоятельным, потому что зона полномочий Таможенной службы США не ограничивается только охраной границ при ввозе товаров, она распространяется и на случаи их вывоза за пределы государства.
Например, на Таможенную службу возложен контроль за соблюдением федеральных законов о вывозе товаров, и прежде всего, Закона о контроле над экспортом оружия (Arms Export Control Act), с помощью которого регулируются вопросы о вывозе не только оружия, но и различных материалов и технологий, которые могут использоваться в военных целях.

Не менее важным законом, за соблюдением которого следит Таможенная служба, является Закон 1979 года об управлении экспортом (Export Administration Act of 1979).

Данный Закон призван контролировать вывоз из Соединенных Штатов товаров и современных технологий.

В случае нарушения указанных Законов сотрудники Таможенной службы имеют право на предварительные аресты подлежащих вывозу товаров.
Также они имеют право конфисковывать без судебного ордера любые товары, которые намеревались нелегально вывезти из страны, а также транспортные средства, которые предполагалось использовать для этих целей.

Подобных широких полномочий в области контроля над экспортом в США, кроме Таможенной службы, больше не имеет ни одно другое федеральное правоохранительное ведомство.

Исполнение законодательства по борьбе с отмыванием денег.

Основным законом по борьбе с отмыванием денег в США является Закон о тайне банковских операций (Bank Secrecy Act), и осуществление контроля за соблюдением данного Закона также возложено на Таможенную службу.

Согласно этому Закону Таможенной службе надлежит контролировать соблюдение обязанности по декларированию перемещения денежных средств и других платежных инструментов.

Исходя из положений ст. 5316 данного Закона, обязанность заявлять таможенным органам о перемещении денег и других платежных инструментов должна выполняться в случае, когда их сумма превышает 10 тыс. долларов США.

Для выявления фактов незаконного провоза денежных средств или других платежных инструментов сотрудники Таможенной службы наделены в рамках закона определенными полномочиями.

Так, в целях выяснения соответствия фактического и заявленного количества провозимых сумм денежных средств они имеют право на границе производить личный обыск, а также обыскивать багаж, грузы, конверты, пакеты и транспортные средства без судебного ордера.
Подобная практика использования права обыска на границе позволяет нередко пресекать таможенным органам не декларированное перемещение денежных средств или других платежных инструментов с последующей их конфискацией.

В дальнейшем валюта или другие платежные средства, которые при перемещении через границу не были задекларированы либо были задекларированы неправильно и вследствие этого были конфискованы, остаются на таможне.

Кроме того, сотрудники Таможенной службы имеют право на конфискацию собственности, в отношении которой доказано, что она служила средством нелегального перемещения денежных средств и других платежных инструментов.

Непосредственными обязанностями Таможенной службы являются:

Статья 1654 Титула 19 Свода законов США: United States Code. Title 19. § 1654.

— установление и сбор таможенной пошлины, взимание налогов, сборов и штрафных санкций, установленных на ввозимые товары; — оформление документации на лиц, товары, грузы и почтовые отправления, ввозимые в США и вывозимые из страны;
— контроль навигационных законов;
— розыск и задержание лиц, нарушивших таможенные законы и законы, имеющие отношение к таможне (например, законы об авторских правах, патентах и торговых знаках, торговых квотах, требованиях к маркировке товаров).

В силу того что границы Соединенных Штатов Америки являются очень протяженными и их нельзя охватить полным контролем со стороны Таможенной службы, таможенные инспекторы находятся только в основных пунктах таможенной обработки, которыми являются крупные аэропорты, порты и автомагистрали.

Как правило, первыми, кого встречают в пунктах таможенной обработки прибывшие в Штаты пассажиры, являются именно таможенные инспекторы.

Они проверяют таможенные декларации, а также проводят краткий опрос пассажиров. Кроме того, они выборочно досматривают, в том числе с помощью рентгеновских аппаратов, следующий с пассажирами багаж, а при наличии оснований проводят специальный досмотр.

 

Применительно к ввозимому или вывозимому грузу таможенные инспекторы, помимо этого, проверяют соответствующие документы, представляемые грузоотправителем, производят досмотр груза, а в случае необходимости осуществляют беседу с соответствующими субъектами (грузоотправителями, экспортерами, импортерами) и задают дополнительные вопросы.

В некоторых случаях таможенные органы могут запросить дополнительные документы, в которых отражены сделки по купле-продаже груза.

Нередко ввозимый груз перегружается на специальный склад, отвечающий требованиям таможни, где в более удобных условиях, иногда и по частям, проводится его проверка.

В этом процессе важную роль играют специалисты по импорту, т. к. именно они являются экспертами по оценке стоимости определенных товаров, по определению стран происхождения этих товаров, а также по отслеживанию любых квот и ограничений на ввоз таких товаров.
Таким образом, основным элементом работы Таможенной службы США является проверка документации, сопровождающей товары и лиц, въезжающих в страну либо покидающих ее.

Например, въезжающие пассажиры должны подготовить и представить таможенную декларацию, в которой они обязаны указать: не ввозятся ли ими в страну определенные предметы, такие, как деньги, продукты животного происхождения и оружие.

Для удобства таможенные декларации обычно выдаются пассажирам коммерческими авиакомпаниями в автобусах и на кораблях.

Аналогичная работа с документами проводится и в отношении ввозимых или вывозимых товаров.

Естественно, что объем подобной работы значительно больше, чем в случаях с пассажирами.

В нее включены вопросы о характере товаров, о стране их происхождения, о стоимости товаров, а также о том, не требуется ли каких-либо разрешений для ввоза или вывоза данного товара.

Для определенного вида товаров наличие таких разрешений требуется еще до момента их ввоза или вывоза.

Их нужно получать в соответствующих государственных органах, осуществляющих выдачу таких разрешений.

Например, выдачей разрешений для провоза оружия занимается одно из подразделений Государственного департамента США. Обработка большого объема проверяемой таможенными инспекторами документации, а также получение ими в процессе проверки других интересующих сведений стали возможны только после сплошной компьютеризации таможенной деятельности.

Компьютерная техника используется сотрудниками Таможенной службы США для получения практически любой информации, в том числе и о пассажирах, включая вопросы о том, нет ли в отношении их неисполненных ордеров (не имеется ли задолженности), не привлекались ли они ранее к ответственности за нарушения таможенного или иного законодательства, а также и о том, каким образом они въезжали в страну или выезжали из нее в прошлом.

В компьютерных базах данных аналогичная вспомогательная информация содержится и в отношении грузоотправителей, импортеров и экспортеров грузов.

В основном подобного рода информация используется таможенными инспекторами для определения целесообразности проведения дополнительных досмотров, опросов либо изучения документации.

Хотя основным способом выявления нарушений таможенного законодательства и являются многообъемные проверки документов и грузов, проводимые с использованием компьютера или консультациями специалиста по импорту, наряду с ними имеются и другие способы.

Обычно такими способами являются сообщения служащих или конкурентов, сведения от платных информаторов, которые знакомы с незаконной деятельностью в зоне таможни, или же тайные операции, проводимые Таможенной службой в отношении какой-то конкретной отрасли.
Что касается ответственности за нарушения таможенного законодательства, то в США для каждого отдельного вида нарушения может быть предусмотрено несколько санкций.

Некоторые из них носят либо административный, либо гражданский характер.

Например, наложение ареста, конфискация, обложение сборами в повышенном размере, применение гражданско-правовых или иных финансовых санкций.
Кроме того, в США за нарушения таможенного законодательства могут быть предусмотрены и уголовные санкции, такие, как заключение в тюрьму или наложение уголовного штрафа.

По мнению некоторых специалистов, в Соединенных Штатах Америки применение гражданских и административных санкций за таможенные правонарушения более распространено по сравнению с применением уголовных санкций.

Объясняется это чаще всего тем, что уголовные таможенные нарушения более трудно доказывать и по ним решение принимается дольше.
В частности, уголовные нарушения требуют доказательства намерений именно уголовного характера, под которыми обычно понимается осведомленность о незаконности своего поведения (в отношении административных и гражданских нарушений этого не требуется). Уголовные законы, регламентирующие нарушения таможенного законодательства в США, являются вполне прямыми и разделяются на две категории. К первой относится контрабанда, то есть умышленный ввоз в страну запрещенных предметов (см. Title 18 U. S.C. § 545).

Ко второй — подача ложных заявлений в адрес Таможенной службы США или мошенническое поведение в отношении Таможенной службы США (см. Title 18 U. S.C. § 542).
Кроме двух указанных групп существуют специальные законы, которые касаются таких действий, как ввоз или вывоз наркотиков (см. Title 21 U. S.C. § 960) или вывоз оружия без предварительного получения разрешения Государственного департамента (см. Title 21 U. S.C. § 2778).
Для Таможенной службы США различные виды таможенных нарушений имеют различную степень важности (степень приоритетности).

Наиболее важными, в то же время и наиболее редко встречающимися являются так называемые стратегические нарушения, связанные с ввозом или вывозом товаров, для которых требуется соответствующее разрешение (огнестрельное оружие, ядерная техника, системы вооружений, биологическое оружие, техника, подпадающая под Правила международной торговли оружием), а также другие предметы, разрешения на движение которых выдаются Министерством торговли или Государственным департаментом.

Вторыми по степени важности нарушениями таможенного законодательства считаются мошенничество в нестратегической области, включая импорт текстиля; нарушения антидемпингового законодательства; нарушения, угрожающие здоровью и безопасности граждан; неправильные заявления о стоимости или стране происхождения товаров; ввоз поддельных товаров и ввоз товаров, которые изготовлены с использованием принудительного труда, и др.

Определение степени важности нарушений таможенного законодательства в значительной мере зависит от нескольких факторов, в том числе от масштаба проблемы, воздействия на американские компании, влияния на здоровье и безопасность и еще от ряда соображений принципиального или политического характера.

Например, приоритет, присваиваемый нарушениям таможенного законодательства в сфере торговли текстилем и антидемпингового законодательства, определяется принципиальным решением о защите американских предприятий от возможности потери конкурентных позиций в результате появления продукции, которая может продаваться по низкой цене в силу невысоких издержек производства в других странах.
В случаях выявления сотрудниками Таможенной службы США нарушений таможенного законодательства они же осуществляют расследование по этому факту.

Если же Таможенной службой выявляются другие правонарушения (не таможенные), то в этом случае дальнейшее расследование, как правило, осуществляется таможней совместно с другим следственным органом.

Например, если на границе выявлено правонарушение, связанное с наркотиками, расследование проводится Таможенной службой и Администрацией по контролю за применением законов о наркотиках (Drug Enforcement Administration), являющейся федеральным следственным ведомством в составе Министерства юстиции США (US Department of Justice).

Данное правило закреплено в договоре, заключенном между Министерством финансов и Министерством юстиции.

Данным договором также предусмотрено, что в случае провоза наркотиков контрабандным путем таможней проводятся и необходимые оперативные мероприятия.

При расследовании нарушений таможенного законодательства сотрудники Таможенной службы США используют различные методы, применяемые правоохранительными органами.

Среди них: сообщения отдельных граждан; использование сведений, полученных от информаторов, тайных операций, контролируемых поставок, наблюдения; получение ордеров на обыск, использование устройств для распознавания почерка или устройств, используемых для задержания с последующим наблюдением; перехват телефонных сообщений, использование собак-ищеек, а также проведение случайных или специальных досмотров и опросов.

В рамках своих полномочий сотрудники таможни имеют право останавливать машины и входить на корабли и самолеты без ордера на обыск для производства таможенного досмотра и пограничного контроля.

Оперативные сотрудники таможенных органов могут проводить негласные операции по наблюдению за объектами, подозреваемыми в нарушении законов, правомочны вызывать лиц для дачи показаний.

Кроме того, они имеют право при наличии соответствующих судебных санкций проводить прослушивание и электронное наблюдение, а также осуществлять другие оперативные мероприятия.

Наиболее распространенным в деятельности таможни США является способ получения информации от граждан. Масштаб использования сообщений граждан расширяется, если имеется анонимный номер «горячей линии», по которому можно позвонить для того, чтобы проинформировать о подозрительных действиях, и если такой номер сообщается компаниям, занятым деятельностью, имеющей отношение к Таможенной службе.

Такой подход оказывается полезным, если Таможенная служба реагирует на подобные сообщения и в то же время защищает анонимность звонивших.
Как правило, информаторы работают более активно, если их помощь позволяет им получить значительную премию, размер которой часто связан со стоимостью захваченной контрабанды. Иногда агенты Таможенной службы выступают в роли либо покупателей, либо продавцов контрабандного товара.
Наиболее важной процедурой в США, которая помогает в расследовании и уголовном преследовании (в доказывании) применительно к нарушениям таможенного законодательства, является использование различных подробных административных документов, сопровождающих пассажиров и ввозимые или вывозимые ими товары.

Не менее полезной процедурой считается широкое использование заметных, разборчивых и понятных объявлений, в которых неосмотрительные путешественники, импортеры или экспортеры предупреждаются о незаконности определенных видов деятельности.

Польза подобных объявлений заключается в том, что они способствуют доказыванию осведомленности лица о соблюдении необходимых правил и о его преступных намерениях. В конечном итоге наличие таких документов свидетельствует о том, что подсудимый умышленно пытался обойти таможенное законодательство.

Проведенный нами краткий обзор правоохранительной деятельности Таможенной службы США показывает, что она в достаточной степени схожа с правоохранительной деятельностью таможенных органов России, хотя и обладает своей спецификой, которую необходимо более тщательно исследовать с тем, чтобы извлечь положительный опыт и применить его при осуществлении дальнейших реформ в сфере таможенного дела.

Данная статья подготовлена на основе материалов справочных изданий США (US Government manual) и информации в сети Интернет, а также публикаций американских ученых в сборнике Министерства юстиции США: «Совместный проект по оказанию методического содействия российским правоохранительным ведомствам в борьбе с организованной и экономической преступностью». М., 2008.

Часть о таможне (Берзинь О. А.) («Публично-правовые исследования» (электронный журнал), 2013, N 3)