О транспортной логистике и таможне в США

1.Воздушный транспорт.
2.Грузовой железнодорожный транспорт.
3.Топ-10 крупных портовых комплексов
4.Таможенная служба США и особенности её правоохранительной деятельности.

Воздушный транспорт США

Соединённые Штаты, страна в которой самое большее количество аэропортов.
Порядка 500 аэропортов используют только в качестве коммерческих, не менее 5171 открыты для пассажирских перевозок, и из них, 3355 имеют право на субсидирование из Федерального управления авиации FAA для улучшения условий. Интенсивность воздушного движения в США так же самая большая, чем в других странах.
Стремительный рост количества перелетов, американская авиационная отрасль испытала между 1990 и 2000 гг. затем рост замедлился с 34,4 процента в течение этого периода до 7,5 процента в период между 2000 и 2010 годами.

Теракты 2001 года повлияли на рост авиаперевозок, который после них заметно замедлился. Следующий период спада был с конца 2007 года до середины 2009 года. В целом же за десятилетие было значительное увеличение, в 2010 году насчитывалось около 9,6 млн. самолетовылетов, по сравнению с 8,9 млн. в 2000 году и 6,6 миллиона в 1990 году.

Воздушный трафик концентрируется в относительно немногих крупных аэропортах: 20 аэропортов составили 56 процентов пассажирских перевозок в 2010 году, почти такой же процент, как 10 лет назад (хотя произошли изменения аэропортов вошедших в топ-20). 25 аэропортов открытых для всех грузовых операций обработали 76 процентов всех грузов перевезённых воздушным транспортом в 2010 году по сравнению с 70 процентов в 2000.

Некоторое улучшение взлетно-посадочных полос, обслуживающие коммерческие перевозки произошло между 2005 и 2010 годами. В этих аэропортах, 82 процента взлетно-посадочных полос в хорошем состоянии (без видимого изменения, все имеющиеся трещины и швы герметичны).

На начало 2011 года 16 процентов аэродромов были в удовлетворительном состоянии, оставшиеся 2 процента в плохом. В 2005 году цифры были 79 процентов, 19 процентов и 2 процента соответственно.

В Америке насчитывается порядка 223 000 авиационных средств и 7185 самолетов, которые возят грузы и пассажиров. В США приблизительно 617 000 пилотов имеющих право управления самолетом.

Количество малых аэропортов и посадочных площадок более 14 615 на многих из них может быть приписан только один самолет.

Грузовой железнодорожный транспорт США.

Грузовая железнодорожная сеть Соединенных Штатов включает 223699 километров железнодорожных линий, в том числе почти 154497 км эксплуатируемых железных дорог I класса (имеющие доходы 398.7 млн. $ в год). Остальные 69202 км управляются 21 региональными и более 500 местными железными управлениями.

Некоторое снижение километража железнодорожных линий было с 2000 по 2010 годы, которое было связано с консолидацией и оптимизацией железнодорожных операций, часть малоиспользуемых линий были проданы или демонтированы. Оставшаяся железнодорожная инфраструктура стала использоваться более интенсивно: в 1990 году, по железным дорогам I класса немногим более 1,3 трлн. тонно-км грузов; в 2010 году их количество составило чуть менее 2.2. трлн. тонно-км.

Большинство инвестиций для поддержания и обновления грузовой железнодорожной системы исходит от самих железных дорог. По данным Ассоциации американских железных дорог (AAR) — $ 480 миллиардов было потрачено с 1980 года на покупку новой железнодорожной техники и улучшение инфраструктуры. На некоторых железнодорожных коридорах с особенно большим грузопотоком для увеличения потенциала пропускной способности дополнительно увеличивают плотность путей, удваивая, утраивая или выстраивая вообще по четыре магистральных линии. В последние годы восстанавливаются некоторые железнодорожные участки удалённые десятилетиями ранее.

По оценкам, AAR около 65000 миль путей на которых самый большой грузопоток имеют дополнительный потенциал для увеличения перевозок, по меньшей мере, до 20 миллионов тонно-миль грузов в год. В 2011 году по железным дорогам США перевезено 1,7 трлн. тонно-миль.

На американских железных дорогах эксплуатируется порядка 1317 тысяч грузовых вагонов. Большая часть всех вагонов принадлежит железным дорогам, оставшаяся часть собственность грузоотправителей и вагонных компаний. По сравнению с европейскими, поезда американских железнодорожников тяжеловесные, что обеспечивается высокой грузоподъемностью вагонов, мощной тягой и хорошим состоянием пути.

Топ-10 крупных портовых комплексов в США


Десять крупнейших портовых комплексов США расположены на большой географической удалённости друг от друга и обеспечивают международные связи США со всем миром. Общий объём указанных ниже портов агрегируют на себя основные импортные и экспортные перевозки.
Если учесть, что большинство комплексов являются мультимодальными узловыми центрами, то на них приходится и большая грузообработка воздушного, автомобильного и железнодорожного транспорта.
Статистические данные, представленные в статье от 2010 года. Более подробные и свежие данные можно узнать в статистических управлениях Соединённых Штатов, как правило, есть открытая информация, публикуемая на сайтах.

Лос-Анджелес Лонг-Бич-Санта-Ана-Калифорния

Ориентирован на регион: Азиатско-Тихоокеанский

Область Лос-Анджелес штата Калифорния может похвастаться не только двумя из крупнейших портов в Западном полушарии — это порт Лос-Анджелеса и порт Лонг-Бич, но также имеет один из самых оживленных грузовых аэропортов, как во внутреннем национальном, так и международном сообщении. Аэропорт Лос-Анджелеса (LAX) вместе, с портовыми сооружениями перерабатывают широкий спектр международных товаров: электроника, машиностроение, текстиль.

Грузы из этого грузового центра идут по всей стране, многие, из которых приезжают от азиатских торговых партнеров, таких как Китай ($ 211 300 000 000) и Японии ($ 58,5 млрд.).

Нью-Йорк-Нью-Джерси Северная-Лонг-Айленд, Нью-Йорк Нью-Джерси Пенсильвания

Ориентирован на регион: Европа

Порты Нью-Йорка и Нью-Джерси, которые охватывают несколько морских объектов, включая морской терминал порта Ньюарк-Элизабет, являются одними из самых больших грузовых активов в стране. Этот связанный портовый терминал играет решающую роль в районе Нью-Йорка и является главным морским портовым комплексом Восточного побережья.
Примечательно, что в данном транспортном узле на аэропорты приходится практически такая же, в стоимостном выражении, денежная сумма, как и морские порты. Большой объём авиаперевозок принимает на себя международный аэропорт имени Джона Ф. Кеннеди и международный аэропорт Ньюарк Либерти. Нью-Йорк — это город глобальных, корпоративных штаб-квартир.

Детройт-Уоррен-Ливония, Мичиган

Ориентирован на регион: НАФТА

Детройт это целый регион содержащий ряд разнообразных грузовых и транспортных объектов, великолепно сплетающихся в единую сеть.
Порт Детройт в районе Великих Озёр и его сухопутные пограничные пункты с Канадой делают этот регион одним из самых оживленных мест торговли в Северной Америке и за ее пределами.
Каждый год, почти $ 175,8 миллиардов оборачиваются в международной торговле транспортируемые автомобильным и железнодорожным транспортом между Детройтом и Канадой, опираясь исключительно на местную транспортную инфраструктуру. Данный северо американский логистический узел имеет потенциал для расширения т.к. Находится в одном из самых оживлённых перекрестках международной торговли.

Хьюстон Sugar Land-Baytown, Техас

Ориентирован на регион: Латинская Америка, Европа.
В городе находятся ведущие мировые производители нефтяной, газовой и химической промышленности. Хьюстон это центр мировых космических разработок с центральным офисом НАСА. Крупный портовый комплекс, растянувшийся на 25 миль в длину с множеством портовых сооружений позволяющих работать практически со всеми видами грузов, которые может производить и транспортировать человечество.
Через этот порт отправляют как стандартные грузы в контейнерах, так и есть возможность транспортировки тяжёлых и негабаритных грузов и оборудования.
Ярким, а самое главное удобным транспортным дополнением к морскому порту являются два аэропорта ориентированные на авиарейсы как на внутрь страны, так и в другие страны.
По развитым и качественным автомагистралям грузы не только со всего штата Техас, а практически со всей Америки прибывают к морским берегам для того что бы отправиться дальше в Европу или Южную Америку.

Анкоридж, Аляска

Ориентирован на регион: Азиатско-Тихоокеанский
Анкоридж расположенный за тысячи километров от внутренних материковых рынков США имеет давнюю историю по работе с тихоокеанским рынком. Это основной морской порт Аляски ориентированный на грузооборот с Японией и Западным побережьем. Минимальный полёт от 90% мировых развитых промышленных рынков занимает 9,5 часов.
Транспортный узел дополняет международный аэропорт Тед Стивенс. Этот аэропорт был грузовым центром Northwest Airlines Cargo, некогда крупнейший перевозчик страны, и до сих пор имеет ярко выраженный грузовой бизнес, у компаний FedEx Express и UPS там есть центры обработки грузов.

Ларедо, Техас

Ориентирован на регион:НАФТА
Ларедо не самый крупный порт по пассажиропотоку, но это важная гавань Техаса о которой мало кто слышал и это связано с тем, что порт ориентирован на международную торговлю США с так называемой НАФТА.
Это самый южный пограничный город межгосударственной торговли, находится на оживлённой магистрали класса. А проходящей от Мексики в глубь территории Северной Америки. Транспортный узел обрабатывает почти половину грузовых объёмов между двумя странами и в ближайшие годы будет только рост объёмов.

Майами-Форт-Лодердейл-Помпано-Бич, Флорида

Ориентирован на регион: Латинская Америка.
Порт Майами является каналом торговли со странами Латинской Америки, через его причалы товары следуют на всё побережье Мексиканского залива. Нельзя данный узловой центр рассматривать без местного международной аэропорта Майами.
Данный мультимодальный центр генерирует на себя практически всю региональную торговлю. Логистический узел Майами постоянно развивает свою инфраструктуру, в которую идут государственные и региональные инвестиции. Транспортные объекты штата Флорида являются ключевыми компонентами стратегии развития экономики штата, которая базируется на торговле, логистике и местной промышленности.

Сиэтл-Такома

Ориентирован на регион: Азиатско-Тихоокеанский
Порт Сиэтла, в состав которого входит также аэропорт Сиэтл-Такома, является основным шлюзом для торговли с Азией и местом отправления грузов на Аляску он занимает 8 место среди крупнейших портов Америки по грузовместимости.
Такома — центр деловой активности региона с населением около 1 млн человек. Порт в заливе Пьюджет-Саунд.
Сиэтл находится между тихоокеанским заливом Пьюджет-Саунд на западе и озером Вашингтон на востоке. Главный порт города расположен на берегах бухты Эллиотт, относящейся к Пьюджет-Саунду.
Объединённый транспортный узел Сиэтл-Такома играет решающую роль в перевозках товаров на всём Тихоокеанском Северо-Западе.
Через этот мультимодальный центр связаны товаропотоки идущие из Китая и Японии со всей остальной территорией США. Из стран Юго-Востока в Америку идет ценное транспортное оборудование, электроника эти виды товаров занимают большой объём перевозимых товаров, хотя через порт переваливают значительные объёмы машин, текстиля, сельскохозяйственной продукции.
В рассматриваемом регионе развита лесоперерабатывающая, машиностроительная, химическая и пищевая промышленность. Идёт производство цветных металлов, и работают судоверфи.
Порты Сиэтл и Такома особенно важны в отношении международной и внутренней торговли, они обеспечивают тесное партнёрство Америки с миром.

Сан-Франциско, Калифорния

Ориентирован на регион: Азиатско-Тихоокеанский.
Город расположен на западном побережье США, на оконечности полуострова Сан-Франциско.
Портовая зона содержит самое большое количество сооружений в стране. Порты Окленд и Сан-Франциско обслуживают основную долю грузов идущих в этом районе США.
Окленд и Сан-Франциско объединены в один крупный транспортный узел, имеющий аэропорты, морские порты, железнодорожные и автомобильные линии.
Через город святого Франциска (в честь которого и назван этот мегаполис) проходит несколько главных автострад, соединивших Север западного побережья с Югом и западное побережье с центром материка. Аэропорт San Francisco International Airport (IATA: SFO, ICAO: KSFO, FAA LID: SFO) всего 21 км к югу от города.
Экономика всего региона заметно выросла после того, как на юге появилась Силиконовая долина, сейчас эта местность известна, как центр технологий и инноваций.

Порт Чикаго на юго-западном берегу озера Мичиган

Ориентирован на регион: Азиатско-Тихоокеанский.
В Чикаго находится очень много местных компаний из различных отраслей промышленности, многие из производителей производят оборудование и товары для всего мира.
Логистический центр Чикаго является стратегическим перекрёстком при распределении товаров по миру и внутри страны.
Производственные цеха заводов и фабрик удачно вписываются в транспортную и складскую инфраструктуру данного узлового центра.
Крупные складские площадки находятся рядом с железнодорожными линиями и автомобильными магистралями.
Крупный аэропортовый грузовой комплекс О’Хара дополняет функционал транспортного центра Чикаго.
У штата Иллинойс плотные экономические взаимоотношения с Канадой, издавна две страны связывали берега озера Мичиган.
Чикаго крупнейший транспортный узел Северной Америки.


Таможенная служба США и особенности ее правоохранительной деятельности


Таможенная служба в США насчитывает более чем 200-летнюю историю.

В целом, всю сферу деятельности Таможенной службы США в соответствии с законодательством можно разделить по следующим основным направлениям
Исполнение таможенных законов
Исполнение законов о наркотических средствах
Исполнение законов о контроле над экспортом
Исполнение законодательства по борьбе с отмыванием денег
Официально отсчет своего существования Таможенная служба США ведет с 31 июля 1789 года, когда пятым по счету законодательным актом Конгресса США были учреждены таможенные округа.
В соответствии с этим актом таможенные чиновники наделялись правом собирать пошлину с товаров и иных облагаемых предметов, перемещаемых через границу США. 3 марта 1927 года Таможенное бюро было учреждено как подразделение Министерства финансов США (Department of Treasury) <2>, и Приказом по Министерству финансов N 165-23 от 4 апреля 1973 года это подразделение с 1 августа 1973 года было переименовано в Таможенную службу США (US Customs Service).
Ст. 2071 Титула 19 Свода законов США: United States Code. Title 19. § 2071.
Основной задачей Таможенной службы США является таможенная защита границ США и обеспечение соблюдения законов при ввозе товаров в Соединенные Штаты и вывозе их из страны.
Вместе с тем таможенные органы наделены полномочиями обеспечивать соблюдение не только таможенных законов и контролировать взимание таможенных пошлин, в зону их ответственности входит также контроль за исполнением всех федеральных законов на линии границы США.
К исключительной компетенции Таможенной службы отнесены как «чистые» нарушения таможенного законодательства (например, ложные заявления о стоимости или характере ввозимых товаров), так и сопутствующие им правонарушения.
Например, Таможенная служба призвана следить за исполнением большого количества разнообразных нормативных актов по обеспечению охраны здоровья населения, в которых предъявляются требования к безопасности автотранспортных средств и контролю за нормами уровня радиации радиоактивных и иных материалов и веществ, а также вводятся ограничения на транспортировку огнеопасных и взрывоопасных материалов, карантин животных и растений и провоз продуктов питания, медикаментов и других опасных для здоровья веществ в случаях перемещения их через границу США.
Необходимо отметить, что полномочия Таможенной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в США определены в соответствии с таможенным законодательством и законодательством о наркотиках.
В частности, таможенное законодательство предусматривает, что все наркотические средства, провозимые через границу США контрабандой, рассматриваются как «товар», и, следовательно, на них распространяются те же самые законы о ввозе и о декларировании, которые действительны для обычных товаров.
Важнейшим федеральным законом США в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков является Закон о контролируемых препаратах (Controlled Substances Act).
Исполнение законов о контроле над экспортом.
Данное направление правоохранительной деятельности Таможенной службы США можно назвать самостоятельным, потому что зона полномочий Таможенной службы США не ограничивается только охраной границ при ввозе товаров, она распространяется и на случаи их вывоза за пределы государства.
Например, на Таможенную службу возложен контроль за соблюдением федеральных законов о вывозе товаров, и прежде всего, Закона о контроле над экспортом оружия (Arms Export Control Act), с помощью которого регулируются вопросы о вывозе не только оружия, но и различных материалов и технологий, которые могут использоваться в военных целях.
Не менее важным законом, за соблюдением которого следит Таможенная служба, является Закон 1979 года об управлении экспортом (Export Administration Act of 1979).
Данный Закон призван контролировать вывоз из Соединенных Штатов товаров и современных технологий.
В случае нарушения указанных Законов сотрудники Таможенной службы имеют право на предварительные аресты подлежащих вывозу товаров.
Также они имеют право конфисковывать без судебного ордера любые товары, которые намеревались нелегально вывезти из страны, а также транспортные средства, которые предполагалось использовать для этих целей.
Подобных широких полномочий в области контроля над экспортом в США, кроме Таможенной службы, больше не имеет ни одно другое федеральное правоохранительное ведомство.
Исполнение законодательства по борьбе с отмыванием денег.
Основным законом по борьбе с отмыванием денег в США является Закон о тайне банковских операций (Bank Secrecy Act), и осуществление контроля за соблюдением данного Закона также возложено на Таможенную службу.
Согласно этому Закону Таможенной службе надлежит контролировать соблюдение обязанности по декларированию перемещения денежных средств и других платежных инструментов.
Исходя из положений ст. 5316 данного Закона, обязанность заявлять таможенным органам о перемещении денег и других платежных инструментов должна выполняться в случае, когда их сумма превышает 10 тыс. долларов США.
Для выявления фактов незаконного провоза денежных средств или других платежных инструментов сотрудники Таможенной службы наделены в рамках закона определенными полномочиями.
Так, в целях выяснения соответствия фактического и заявленного количества провозимых сумм денежных средств они имеют право на границе производить личный обыск, а также обыскивать багаж, грузы, конверты, пакеты и транспортные средства без судебного ордера.
Подобная практика использования права обыска на границе позволяет нередко пресекать таможенным органам не декларированное перемещение денежных средств или других платежных инструментов с последующей их конфискацией.
В дальнейшем валюта или другие платежные средства, которые при перемещении через границу не были задекларированы либо были задекларированы неправильно и вследствие этого были конфискованы, остаются на таможне.
Кроме того, сотрудники Таможенной службы имеют право на конфискацию собственности, в отношении которой доказано, что она служила средством нелегального перемещения денежных средств и других платежных инструментов.
Непосредственными обязанностями Таможенной службы являются:
Статья 1654 Титула 19 Свода законов США: United States Code. Title 19. § 1654.
— установление и сбор таможенной пошлины, взимание налогов, сборов и штрафных санкций, установленных на ввозимые товары; — оформление документации на лиц, товары, грузы и почтовые отправления, ввозимые в США и вывозимые из страны;
— контроль навигационных законов;
— розыск и задержание лиц, нарушивших таможенные законы и законы, имеющие отношение к таможне (например, законы об авторских правах, патентах и торговых знаках, торговых квотах, требованиях к маркировке товаров).
В силу того что границы Соединенных Штатов Америки являются очень протяженными и их нельзя охватить полным контролем со стороны Таможенной службы, таможенные инспекторы находятся только в основных пунктах таможенной обработки, которыми являются крупные аэропорты, порты и автомагистрали.

Как правило, первыми, кого встречают в пунктах таможенной обработки прибывшие в Штаты пассажиры, являются именно таможенные инспекторы.

Они проверяют таможенные декларации, а также проводят краткий опрос пассажиров. Кроме того, они выборочно досматривают, в том числе с помощью рентгеновских аппаратов, следующий с пассажирами багаж, а при наличии оснований проводят специальный досмотр.

Применительно к ввозимому или вывозимому грузу таможенные инспекторы, помимо этого, проверяют соответствующие документы, представляемые грузоотправителем, производят досмотр груза, а в случае необходимости осуществляют беседу с соответствующими субъектами (грузоотправителями, экспортерами, импортерами) и задают дополнительные вопросы.

В некоторых случаях таможенные органы могут запросить дополнительные документы, в которых отражены сделки по купле-продаже груза.

Нередко ввозимый груз перегружается на специальный склад, отвечающий требованиям таможни, где в более удобных условиях, иногда и по частям, проводится его проверка.
В этом процессе важную роль играют специалисты по импорту, т. к. именно они являются экспертами по оценке стоимости определенных товаров, по определению стран происхождения этих товаров, а также по отслеживанию любых квот и ограничений на ввоз таких товаров.
Таким образом, основным элементом работы Таможенной службы США является проверка документации, сопровождающей товары и лиц, въезжающих в страну либо покидающих ее.
Например, въезжающие пассажиры должны подготовить и представить таможенную декларацию, в которой они обязаны указать: не ввозятся ли ими в страну определенные предметы, такие, как деньги, продукты животного происхождения и оружие.
Для удобства таможенные декларации обычно выдаются пассажирам коммерческими авиакомпаниями в автобусах и на кораблях.

Аналогичная работа с документами проводится и в отношении ввозимых или вывозимых товаров.

Естественно, что объем подобной работы значительно больше, чем в случаях с пассажирами.
В нее включены вопросы о характере товаров, о стране их происхождения, о стоимости товаров, а также о том, не требуется ли каких-либо разрешений для ввоза или вывоза данного товара.

Для определенного вида товаров наличие таких разрешений требуется еще до момента их ввоза или вывоза.

Их нужно получать в соответствующих государственных органах, осуществляющих выдачу таких разрешений.

Например, выдачей разрешений для провоза оружия занимается одно из подразделений Государственного департамента США. Обработка большого объема проверяемой таможенными инспекторами документации, а также получение ими в процессе проверки других интересующих сведений стали возможны только после сплошной компьютеризации таможенной деятельности.

Компьютерная техника используется сотрудниками Таможенной службы США для получения практически любой информации, в том числе и о пассажирах, включая вопросы о том, нет ли в отношении их неисполненных ордеров (не имеется ли задолженности), не привлекались ли они ранее к ответственности за нарушения таможенного или иного законодательства, а также и о том, каким образом они въезжали в страну или выезжали из нее в прошлом.

В компьютерных базах данных аналогичная вспомогательная информация содержится и в отношении грузоотправителей, импортеров и экспортеров грузов.

В основном подобного рода информация используется таможенными инспекторами для определения целесообразности проведения дополнительных досмотров, опросов либо изучения документации.

Хотя основным способом выявления нарушений таможенного законодательства и являются многообъемные проверки документов и грузов, проводимые с использованием компьютера или консультациями специалиста по импорту, наряду с ними имеются и другие способы.

Обычно такими способами являются сообщения служащих или конкурентов, сведения от платных информаторов, которые знакомы с незаконной деятельностью в зоне таможни, или же тайные операции, проводимые Таможенной службой в отношении какой-то конкретной отрасли.
Что касается ответственности за нарушения таможенного законодательства, то в США для каждого отдельного вида нарушения может быть предусмотрено несколько санкций.

Некоторые из них носят либо административный, либо гражданский характер.
Например, наложение ареста, конфискация, обложение сборами в повышенном размере, применение гражданско-правовых или иных финансовых санкций.
Кроме того, в США за нарушения таможенного законодательства могут быть предусмотрены и уголовные санкции, такие, как заключение в тюрьму или наложение уголовного штрафа.
По мнению некоторых специалистов, в Соединенных Штатах Америки применение гражданских и административных санкций за таможенные правонарушения более распространено по сравнению с применением уголовных санкций.
Объясняется это чаще всего тем, что уголовные таможенные нарушения более трудно доказывать и по ним решение принимается дольше.
В частности, уголовные нарушения требуют доказательства намерений именно уголовного характера, под которыми обычно понимается осведомленность о незаконности своего поведения (в отношении административных и гражданских нарушений этого не требуется). Уголовные законы, регламентирующие нарушения таможенного законодательства в США, являются вполне прямыми и разделяются на две категории. К первой относится контрабанда, то есть умышленный ввоз в страну запрещенных предметов (см. Title 18 U. S.C. § 545).
Ко второй — подача ложных заявлений в адрес Таможенной службы США или мошенническое поведение в отношении Таможенной службы США (см. Title 18 U. S.C. § 542).
Кроме двух указанных групп существуют специальные законы, которые касаются таких действий, как ввоз или вывоз наркотиков (см. Title 21 U. S.C. § 960) или вывоз оружия без предварительного получения разрешения Государственного департамента (см. Title 21 U. S.C. § 2778).
Для Таможенной службы США различные виды таможенных нарушений имеют различную степень важности (степень приоритетности).

  • Наиболее важными, в то же время и наиболее редко встречающимися являются так называемые стратегические нарушения, связанные с ввозом или вывозом товаров, для которых требуется соответствующее разрешение (огнестрельное оружие, ядерная техника, системы вооружений, биологическое оружие, техника, подпадающая под Правила международной торговли оружием), а также другие предметы, разрешения на движение которых выдаются Министерством торговли или Государственным департаментом.
  • Вторыми по степени важности нарушениями таможенного законодательства считаются мошенничество в нестратегической области, включая импорт текстиля; нарушения антидемпингового законодательства; нарушения, угрожающие здоровью и безопасности граждан; неправильные заявления о стоимости или стране происхождения товаров; ввоз поддельных товаров и ввоз товаров, которые изготовлены с использованием принудительного труда, и др.
    Определение степени важности нарушений таможенного законодательства в значительной мере зависит от нескольких факторов, в том числе от масштаба проблемы, воздействия на американские компании, влияния на здоровье и безопасность и еще от ряда соображений принципиального или политического характера.
    Например, приоритет, присваиваемый нарушениям таможенного законодательства в сфере торговли текстилем и антидемпингового законодательства, определяется принципиальным решением о защите американских предприятий от возможности потери конкурентных позиций в результате появления продукции, которая может продаваться по низкой цене в силу невысоких издержек производства в других странах.
    В случаях выявления сотрудниками Таможенной службы США нарушений таможенного законодательства они же осуществляют расследование по этому факту.
    Если же Таможенной службой выявляются другие правонарушения (не таможенные), то в этом случае дальнейшее расследование, как правило, осуществляется таможней совместно с другим следственным органом.
    Например, если на границе выявлено правонарушение, связанное с наркотиками, расследование проводится Таможенной службой и Администрацией по контролю за применением законов о наркотиках (Drug Enforcement Administration), являющейся федеральным следственным ведомством в составе Министерства юстиции США (US Department of Justice).
    Данное правило закреплено в договоре, заключенном между Министерством финансов и Министерством юстиции.
    Данным договором также предусмотрено, что в случае провоза наркотиков контрабандным путем таможней проводятся и необходимые оперативные мероприятия.
    При расследовании нарушений таможенного законодательства сотрудники Таможенной службы США используют различные методы, применяемые правоохранительными органами.
    Среди них: сообщения отдельных граждан; использование сведений, полученных от информаторов, тайных операций, контролируемых поставок, наблюдения; получение ордеров на обыск, использование устройств для распознавания почерка или устройств, используемых для задержания с последующим наблюдением; перехват телефонных сообщений, использование собак-ищеек, а также проведение случайных или специальных досмотров и опросов.
    В рамках своих полномочий сотрудники таможни имеют право останавливать машины и входить на корабли и самолеты без ордера на обыск для производства таможенного досмотра и пограничного контроля.
    Оперативные сотрудники таможенных органов могут проводить негласные операции по наблюдению за объектами, подозреваемыми в нарушении законов, правомочны вызывать лиц для дачи показаний.
    Кроме того, они имеют право при наличии соответствующих судебных санкций проводить прослушивание и электронное наблюдение, а также осуществлять другие оперативные мероприятия.
    Наиболее распространенным в деятельности таможни США является способ получения информации от граждан. Масштаб использования сообщений граждан расширяется, если имеется анонимный номер «горячей линии», по которому можно позвонить для того, чтобы проинформировать о подозрительных действиях, и если такой номер сообщается компаниям, занятым деятельностью, имеющей отношение к Таможенной службе.
    Такой подход оказывается полезным, если Таможенная служба реагирует на подобные сообщения и в то же время защищает анонимность звонивших.
    Как правило, информаторы работают более активно, если их помощь позволяет им получить значительную премию, размер которой часто связан со стоимостью захваченной контрабанды. Иногда агенты Таможенной службы выступают в роли либо покупателей, либо продавцов контрабандного товара.
    Наиболее важной процедурой в США, которая помогает в расследовании и уголовном преследовании (в доказывании) применительно к нарушениям таможенного законодательства, является использование различных подробных административных документов, сопровождающих пассажиров и ввозимые или вывозимые ими товары.
    Не менее полезной процедурой считается широкое использование заметных, разборчивых и понятных объявлений, в которых неосмотрительные путешественники, импортеры или экспортеры предупреждаются о незаконности определенных видов деятельности.
    Польза подобных объявлений заключается в том, что они способствуют доказыванию осведомленности лица о соблюдении необходимых правил и о его преступных намерениях. В конечном итоге наличие таких документов свидетельствует о том, что подсудимый умышленно пытался обойти таможенное законодательство.
    Проведенный нами краткий обзор правоохранительной деятельности Таможенной службы США показывает, что она в достаточной степени схожа с правоохранительной деятельностью таможенных органов России, хотя и обладает своей спецификой, которую необходимо более тщательно исследовать с тем, чтобы извлечь положительный опыт и применить его при осуществлении дальнейших реформ в сфере таможенного дела.
    Данная статья подготовлена на основе материалов справочных изданий США (US Government manual) и информации в сети Интернет, а также публикаций американских ученых в сборнике Министерства юстиции США: «Совместный проект по оказанию методического содействия российским правоохранительным ведомствам в борьбе с организованной и экономической преступностью». М., 2008.
    Часть о таможне (Берзинь О. А.) («Публично-правовые исследования» (электронный журнал), 2013, N 3)